«Мозг покупателя – вот доска, на которой ведется игра. Пешками являются психологические наклонности. Коммивояжер двигает или направляет эти наклонности так, как он маневрировал бы пешками и шашками на шахматной доске» (В.Паккард).
Современная реклама все чаще напоминает голливудские ужастики. С целью продвижения товара циничные пиарщики используют все возможные методы запугивания покупателя, а в роли спасителя выступает некое волшебное средство или приспособление. Однако результатом подобных манипуляций с психикой становится не только «подогретый» рекламой спрос, но и массовый стресс. Ведь далеко не у всех счастливчиков есть деньги на чудесное «спасение» от этого ужаса.
Так, в последнее время наиболее масштабная игра с человеческими страхами развернулась в сфере такой жизненно необходимой материи, как «вода, которую мы пьем». Всевозможные фильтры для воды, без которых столетиями обходилось человечество, сегодня провозглашаются предметами первой необходимости. Итак, разберемся, какие же опасности сулят сегодня пиарщики всем, кто еще не успел приобрести волшебные очистители.
Возьмем первый попавшийся рекламный текст, целью которого является продвижение фильтра для очистки воды. Оказывается, используя водопроводную воду для питья и приготовления пищи, мы уподобляемся героям ужастика, помимо всякой логики бегущим в лапы смерти. В роли безжалостного убийцы выступает хлор, который, словно Чужой, проникает в наш организм и поражает все системы, вызывая аллергию и даже – обратите внимание – рак. Пиарщики бьют по самому больному, ведь, если кожных высыпаний боится далеко не каждый покупатель, то уж от онкологии мурашки бегут по спине у всех без исключения.
Но и этого для воссоздания полнометражной картины хоррора недостаточно. В качестве второстепенных героев выступают железо, которое попадает в воду во время движения по водопроводу, ртуть и другие вредные вещества.
Рекламщики взвывают – если уж вы не щадите себя, пожалейте своих детей и любимых родственников, приобретите, в конце концов, хоть самый дешевый фильтр для воды. И покупатели бегут…и выкладывают свою наличность. Чего не сделаешь, чтобы уберечь от хлора, читай онкологических заболеваний, родное чадо или любимую бабушку.
Любопытно, что в последнее время тексты, продвигающие фильтры, обогатились новыми подробностями. Так, «отравиться» хлором можно не только при питье водопроводной воды, но и просто принимая ванну и вдыхая его испарения! Причина такого ошеломляющего открытия лежит на поверхности – на рынке появились новые фильтры – насадки для душа, которые призваны очистить воду, которой мы моемся.
Поверьте, мы ни в коем случае не отрицаем пользу фильтров для очистки воды. Однако считаем, что способы донесения сего факта до населения зачастую излишне агрессивны. Во время, когда россияне и так пребывают в состоянии хронической депрессии, рождать новые страхи, мягко говоря, неэтично. А ведь есть еще пиарщики воздухоочистителей, которые утверждают, что дышать обычным воздухом смертельно опасно. Существуют пиарщики шампуней, которые внушают, что без чудо-средства горы перхоти на плечах разрушат личную жизнь и карьеру, и многие-многие другие.
У потребителей в этой ситуации есть два пути – либо со временем стать пациентом психиатра (денег-то на все эти товары-панацеи не хватит при всем желании), либо отказаться от участия в очередном ужастике, рожденном в каком-нибудь пиар-агентстве, вооружившись здравым смыслом. Помните, если вас пугают, значит, это кому-нибудь нужно!
Ольга Данилова, корреспондент Aqua4you.ru, специально для Мир текстов Интернета