Те, кому сегодня за тридцать, прекрасно помнят, как в 80-х годах бурлила в Москве театральная жизнь. И совсем не в том смысле, что ставились новые интересные спектакли. Театральная жизнь в ту пору бурлила не на сцене, а за кулисами. Актеры московских театральных трупп смертельно ругались между собой и со своими художественными руководителями.
Затем наступило время свободы, и театры перестали интересовать широкую общественность. Кто где работает художественным руководителем, что где ставят, и кого откуда выгнали, было известно лишь людям, по-настоящему интересующимся театром.
Далее к власти пришел Путин, и, по выражению некоторых театральных критиков «стало душно», а потому народ, от театра в «мирное время» далекий, вновь обратил свой взор в его сторону.
В апреле 2009 Москву взволновала ситуация, сложившаяся в театре им. Вахтангова. Предметом волнений стало решение министерства культуры не продлевать контракт с худруком театра – Римасом Туминисом. Не продлевать — так не продлевать. Кому это может быть интересно, кроме работников театра? Оказывается, что многим.
Все дело заключалось в том, что режиссер Туминас вовсе не собирался покидать свой пост добровольно. Более того, его не собирались просить об уходе и актеры театра, во всяком случае, их абсолютное большинство.
Тогда отчего же контракт с Римасом Туминасом не должен был иметь своего продолжения? На этот вопрос ответить не так-то просто, ибо история эта детективная. Некоторое время назад группа актеров театра им. Вахтангова пожаловалась в министерство культуры на своего худрука. Дескать, он нарушает вахтанговские традиции, не любит русскую культуру, не уважает систему великого Станиславского, да еще и дисциплину трудовую нарушает, проще говоря, пьет.
Фамилии подписантов сей кляузы не разглашались. Известно только было, что письмецо сие было сочинено несколькими старейшими актерами театра. Реакция министерства культуры последовала незамедлительно. Слишком быстро для обычной реакции на подобную жалобу частных граждан. Римаса Туминаса решено было снять.
Общественность начала задаваться вопросом, а возможно ли такая стремительная реакция министерства, что называется, на голом месте? Ну, написала группа пенсионеров театра письмо, письмо фактически анонимное, ибо фамилии подписантов не были озвучены в прессе. Ну, написала, и ладно. Театр-то с успехом работает: идут репетиции, выходят новые спектакли. Что же могло так взволновать министерство? Неужели письмо пенсионеров? И как давно наши министерства так трепетно относятся к жалобам пожилых граждан?
А в письме ли тут было дело? Насколько самостоятельной была эта жалоба? Придумали ли ее сами актеры, или их попросили ее придумать?
Власть в нашей стране никогда не прислушивалась к мнению граждан. Зато каждый советский и российский чиновник всегда был необыкновенно чуток к чаяниям вышестоящего начальства.
В программе «Дифирамб» ведущая «Эхо Москвы» Ксения Ларина поведала слушателям такую историю.
«Дело в том, что – просто нашим слушателям напомню – что Римас Туминас поставил «Горе от ума» в театре «Современник», и это был… этот спектакль знаменателен еще не тем, что он был просто хороший спектакль, на который невозможно попасть, достать билеты, и что в этом спектакле одну из лучших своих ролей театральных сыграл Сергей Гармаш – это просто блестящая его работа, в роли Фамусова. Но еще знаменателен тем этот спектакль, что на нем побывал лично Владимир Владимирович Путин и даже отрецензировал публично эту работу Римаса Туминаса, и не все, скажем так, понравилось нашему вождю в этом спектакле. Он сделал несколько замечаний Ивану Стебунову, исполнителю роли Чацкого, и вот, режиссеру. Что, типа, там, не так у вас: Чацкий, типа, боец, а он у вас тут плачет!»
Не понравился Владимиру Путину спектакль Римаса Туминаса. Ну, не понравился, и все тут. Казалось бы, какое отношение имеют художественные воззрения Путина к руководству театром им. Вахтангова? Как знать, очень вероятно, что самое непосредственное.
В этой связи вспоминается история, произошедшая в начале 80-х в одном из театров Ленинграда. Молодой актер Андрей Краско играл в спектакле «Кукарача» милиционера. До просмотра спектакля снизошло самое высокое советское руководство. Но лучше бы оно до него не снисходило. Игра Андрея Краско крайне не понравилась зятю Брежнева – генералу Чурбанову. Не понравилась настолько, что он приказал немедленно отправить актера в армию, а затем и вовсе выписал ему «волчий билет».
Встает резонный вопрос, не произошло ли нечто подобное и в наши дни с Римасом Туминасом? Вполне вероятно. Но что-то там у них на верху не срослось. Что? Неужели помешал ветер перемен?
В фильме Леонида Филатова «Сукины дети», посвященном гонениям власти на Юрия Любимова, есть момент, когда одна из актрис неожиданно для всех заявляет, что «актеры – это не стадо овец».
Нечто подобное случилось и в театре им. Вахтангова. Большинство труппы неожиданно для министерства поднялось в защиту Римаса Туминаса. Причем в отличие от «группы доброжелателей», инициировавших весь это конфликт, подписаны в поддержку Туминаса своих имен не то что не скрывали, они их активно афишировали. Оказалось, что худрука поддерживает более 70% труппы. К тому же это все активно играющие актеры театра, облаченные различными регалиями.
Однако министерство было неумолимо. Министр культуры Александр Авдеев дал понять прессе, что решение о снятии худрука театра им. Вахтангова с его должности уже принято, ибо не может оно, министерство, позволить разрушать один из старейших театров России.
В общем, все шло своим чередом, в лучших советских традициях. И вдруг произошло нечто неожиданное. В одночасье ситуация изменилась на 180 градусов. Нежданно-негаданно для всех Александр Авдеев встретился с Римасом Туминасом, извинился перед ним и заверил, что тот сможет работать на посту художественно руководителя театра им. Вахтангова так долго, как сам того пожелает. Министр признал, что был введен в заблуждение, но теперь он прозрел и все понял в верном свете. Мало этого. 10-го мая министр культуры Александр Авдеев посетил репетицию спектакля «Дядя Ваня», постановку которой осуществляет в настоящий момент Римас Туминас. Посетил и остался очень доволен.
«Очень сильный спектакль. Я не сомневаюсь, что это будет огромный успех в предстоящем театральном сезоне. Конечно, прежде всего это заслуга режиссера-постановщика Римаса Туминаса. Это великолепное переосмысливание чеховского «Дяди Вани». Еще раз хочу сказать, я не сомневаюсь, что успех будет оглушительный», — заявил министр.
Что же случилось? Либерально настроенная общественность восприняла все произошедшие как еще один положительный звоночек. Ведь не было еще в истории России такого, чтобы министр публично признавал свое неправоту. Мог ли он сам пойти на такой смелый шаг, или его вдохновило на этот «подвиг» вышестоящее начальство? Как бы-то ни было, но демократы полагают, что свежий ветерок все-таки поддувает.
Материал подготовлен при поддержке Интернет-компании «Sigmaseo», работающей в области рекламы в глобальной паутины. Раскрутка сайта, принадлежащего вашей компании с помощью специалистов «Sigmaseo» — это возможность вывести ваш бизнес на качественно новый уровень. Сотрудники «Sigmaseo» проведут на сайте вашей компании необходимые SEO-процедуры и разработают контекстные и медийные рекламные капании.