Может ли вера в Бога облегчать боль?

Может ли вера в Бога облегчать боль?

То, что вера в Бога может подвигнуть человека на совершение подвига и преодоление любых физических страданий, известно давно и в дополнительном подтверждении не нуждается. И все же ученые из Оксфорда решили доказать сей факт научно.

Для этого они отобрали две группы волонтеров по 12 человек. Первую группу составляли по-настоящему верующие католики, вторую – атеисты. И тем и другим в качестве болевого сигнала пропускали по внешней стороне ладони разряды электрического тока. А в качестве обезболивающего средства предлагали любоваться двумя картинами:
полотном с изображением Девы Марии кисти художника Джованни Батиста Салви, датируемым XVII веком,

и картиной «Дама с горностаем» XV века, принадлежащей перу Леонардо да Винчи.

Как легко заметить, обе картины представляют собой сокровища мировой живописи, выполнены в схожей манере и в близкое друг к другу время. Иными словами, ученые постарались минимизировать любые художественные различия полотен и свести всю разницу именно к наличию или отсутствию на полотне религиозного сюжета.

Может ли вера в Бога облегчать боль?

Итог исследований был следующим. Все католики, как один, заявили, что когда они любовались Девой Марией, им было не так больно, как при созерцании работы Леонардо. Правда, разница в боли оценивалась ими не очень значительно – всего немногим более 10%. Что же до атеистов, то они разницы в уровне боли не почувствовали вовсе.

Десять процентов – небольшая величина, чтобы иметь возможность оценить ее на глазок. И все же исследователи уверены, что испытуемые католики говорили правду, ибо при созерцании ими Девы Марии у них активизировалась (по данным магнитно-резонансной томографии) передняя доля правого полушария, которая, возможно, принимает участие в моделировании боли. У атеистов такого эффекта в ходе опыта зафиксировано не было.

Вот, вроде бы, и доказательство того факта, что вера в Бога может облегчить боль. Однако психологи считают проведенный эксперимент совершенно не корректным. Дело в том, что в опыте католикам демонстрировалось нечто, что было дорого их сердцу. И не суть, что это было – матерь Божья или их собственная мама, а вот атеистам просто показывали картины, картины не обладающие для них никаким смыслом. Католикам показывали нечто родное и дорогое, атеистам – нет. Но ведь и атеистам можно было продемонстрировать нечто милое их сердцу, например, портрет любимой женщины. И, как знать, возможно, боль снизилась у них еще более значительно, чем у католиков, любующихся Девой Марией. Ведь недаром же врачи Древнего Рима называли в качестве самого сильнодействующего психического обезболивания для раненых легионеров воспоминания о любимых женщинах, а отнюдь не о религиозных переживаниях.